2 000 +

успешных поступлений

в 500 +

университетов и бизнес-школ мира

в 30 +

странах работают после учебы наши выпускники

Для каких профессий университет всё ещё работает — и почему для остальных нет
Для каких профессий университет всё ещё работает — и почему для остальных нет
  • 54

Для каких профессий университет всё ещё работает — и почему для остальных нет

Автор: Яна Драбкина, BSc, MSc, MBA

Вчера я читала мастер-класс Turning Education into Employability студентам магистратуры одного из английских университетов.
60% аудитории были британцы, 40% — иностранцы.
Русскоязычных не было, и это неожиданно позволило мне посмотреть на процесс со стороны, без привычной российской оптики эмиграции через образование.

То, что я увидела в аудитории, — отражение глобальной проблемы современного высшего образования и его связи с рынком труда.

Кем становятся выпускники — и почему так мало ясности

Кто были студенты

Это были студенты MSc Psychology — программы, на которую приходят люди, переквалифицирующиеся из других профессий.
Половина аудитории была старше 30 лет: взрослые люди, уже попробовавшие одну карьеру и принявшие осознанное решение о смене профессионального пути.

Главный вопрос

Когда я спросила:
«Понимаете ли вы, кем и где будете работать после учебы?»

ясность была у 10–15%.

То есть около 90% взрослых студентов, оплативших магистратуру, сделавших непростой выбор и имеющих за плечами жизненный опыт, не понимают, чем они будут заниматься через 8 месяцев.

Это не характеристика студентов.
Это характеристика современной университетской системы — в UK, Европе, США и во всём мире.

Три пути в профессию 

Этот пример -для психолога, но он хорошо показывает более широкую закономерность, применимую ко многим профессиям.

1️⃣ Традиционный академический путь

Пример — клиническая психология.
Путь длинный: ещё 4–5 лет исследовательской подготовки, стажировки и практики.
Стоимость обучения для иностранца — £25–30 000 в год, а общая инвестиция вместе с расходами на жизнь может достигать £200 000–300 000.

Университет с этим справляется хорошо.
Он даёт:

  • фундамент,

  • глубокую методологию,

  • академическую экспертизу.

Спрос на клинических психологов в UK и США стабильно высокий.

Этот путь типичен для профессий, где практика жёстко лицензируется, а стандарты меняются медленно.

2️⃣ Путь своего дела (предпринимательский)

Терапия и counselling — это уже малый бизнес, а не «работа по найму».

Успех зависит от:

  • лидогенерации,

  • позиционирования,

  • умения продавать,

  • клиентского опыта,

  • управления практикой.

Университет этому не учит, и студент часто даже не подозревает, что идёт в предпринимательство.

3️⃣ Индустрия — стык психологии, технологий и бизнеса

Этот сегмент растёт быстрее всех.

Примеры:

  • HR,

  • UX,

  • digital-маркетинг,

  • продуктовый менеджмент.

Но вуз не учит:

  • работе с AI,

  • анализу данных,

  • работе в кросс-функциональных командах,

  • навыкам, нужным на гибридных ролях.

Почему университеты не успевают

Современная университетская модель формировалась в эпоху промышленной революции, когда знаний, полученных за 3–4 года, хватало на 10–20 лет вперёд.

Сегодня всё иначе:

  • рынок труда меняется быстро,

  • половина новых профессий возникает на стыках технологий,

  • AI меняет требования ежегодно.

Но университет:

  • обновляет программы медленно,

  • почти не учит AI,

  • не учит гибридным навыкам,

  • не строит подготовку к трудоустройству,

  • не успевает интегрировать реальные практики индустрии.

Нужно ли высшее образование в 2025 году?

Да.
Оно по-прежнему даёт:

  • мышление и академические навыки,

  • окружение,

  • умение учиться «по-взрослому»,

  • «бренд» университета,

  • доступ к рынку труда (для иностранцев — особенно важно).

Но одного высшего образования недостаточно, если профессия относится не к традиционным лицензируемым траекториям.


Исключения — но они не меняют общей картины

Есть сильные исключения:

  • топовые американские университеты,

  • ведущие STEM-школы,

  • мировые бизнес-школы.

Там действительно учат:

  • стыкам дисциплин,

  • работе с технологиями,

  • лидерству и решениям,

  • навыкам индустрии.

Но:

  • поступить туда крайне сложно,

  • стоимость — $30 000–100 000 в год,

  • выпускников из России и Казахстана там — единицы.


Две группы профессий (и почему это важно для выбора пути)

1️⃣ Традиционные профессии, для которых университет работает как раньше

Это длинные, лицензируемые траектории:

  • клиническая психология,

  • медицина и стоматология,

  • ветеринария,

  • академическая карьера,

  • право (отчасти),

  • другие профессии со строгими стандартами.

Их особенности:

  • стабильные требования,

  • мало изменений по времени,

  • компетенции чётко определены,

  • конкуренция умеренная,

  • путь длинный, но понятный.

Университеты были созданы под эти профессии — и здесь они по-прежнему эффективны.


2️⃣ Все остальные профессии — гибридные, быстрые, стыковые

Это 90% современного рынка труда.

Это роли на стыке:

  • предметных знаний,

  • технологий,

  • бизнеса,

  • коммуникаций,

  • анализа данных,

  • AI.

Их особенности:

  • быстрый вход,

  • быстрые изменения,

  • высокий уровень конкуренции,

  • необходимость в гибридных навыках,

  • ценность портфолио, а не только диплома.

Университеты почти нигде не успевают готовить под эти траектории.


Что делать студентам и родителям

Если ваш путь относится к первой группе
поступить и хорошо учиться.

Если ко второй — нужно действовать иначе:

  • готовиться к рынку параллельно с учёбой,

  • понимать, какие навыки нужны помимо академических,

  • собирать проекты, опыт и портфолио,

  • работать с AI,

  • формировать карьерные активы заранее,

  • иметь стратегию, а не надежду на систему.

Время — главный ресурс. Начинать лучше раньше, чем позже.