2 000 +

успешных поступлений

в 500 +

университетов и бизнес-школ мира

в 30 +

странах работают после учебы наши выпускники

«А вы сами это делали?» Почему теория - не всегда ответ
«А вы сами это делали?» Почему теория - не всегда ответ
  • 72

«А вы сами это делали?» Почему теория - не всегда ответ

Яна Драпкина, BSc, MSc, MBA

Июль 2025 «А вы сами это делали?»

Почему в преподавании некоторых дисциплин в университетах одного теоретического знания недостаточно?

Этот вопрос не всегда звучит вслух. Но он всё чаще возникает в умах студентов, особенно когда речь идёт о практических профессиях: менеджмент, маркетинг, финансы, предпринимательство.

А вы сами это делали - запускали маркетинговую кампанию, вели переговоры на большую сумму, управляли командой, привлекали инвестиции? Или вы только прочитали, как это делают другие?

Вопрос не в том, чтобы противопоставить теорию и практику.

А в том, чтобы понять: в каких дисциплинах передача личного опыта — критически важна, а в каких — достаточно глубины мышления, логики и анализа.

Сегодня, когда AI может выдать теоретическую справку по любой теме за секунду, это различие становится особенно острым.

Где проходит граница между «знаю» и «делал» — и насколько она важна в высшем образовании?

Теория ≠ практика. Но не везде

Условно все университетские дисциплины можно разделить на две большие группы:

1. Дисциплины действия - где результат можно измерить в реальном мире

Здесь преподаватель передаёт не только знания, но и навык. Он учит действовать - принимать решения, нести ответственность, добиваться результата.

Примеры:

  • Менеджмент и предпринимательство

    Преподавать управление людьми, не управляя никем — это как учить вождению, никогда не садясь за руль. Теория здесь важна, но она должна быть прожита. Студенту нужен человек, который знает, как выглядит провал на практике, как ощущается офис в день увольнений, каково это — собрать команду, не имея бюджета.

  • Финансы и инвестиции
    Да, можно рассказать про NPV, ROI и IRR. Но это будут сухие формулы, если преподаватель ни разу не участвовал в реальных инвестиционных сделках, не сталкивался с реальным риском, не готовил бизнес к IPO. Практик понимает не только «как должно быть», но и «как бывает».

  • Маркетинг 
    Без тестов, провалов, неожиданных триггеров, вирусных креативов и работы с большими и ограниченными бюджетами маркетинг остаётся теорией.

  • Прикладная психология В терапии, коучинге, психотерапии невозможно понять, что происходит между двумя живыми людьми, если ты сам не сидел в этом кресле. Один клиент, с которым ты прошёл кризис, даст тебе больше, чем сто статей.

  • Медицина Врач — это профессия, где граница между знанием и действием особенно критична. Нельзя быть хорошим хирургом, не оперируя. Обучение, например, хирургии — это не просто знание анатомии, это моторика рук, точность движения, реакция в моменте, умение действовать под давлением.

  • Есть области — например, медицинская статистика, фармакоэкономика или эпидемиология — где важнее аналитика и моделирование. А скажем, в акушерстве, интенсивной терапии, как и в хирургии - практический опыт преподавателя критичен.

  • Инженерия, строительство, нефтегаз Инженер, который не сталкивался с реальными полевыми условиями, не решал задач в ограничениях, вряд ли сможет подготовить студента к реальности. Особенно это критично в таких сферах, как:

    • гражданское строительство (мосты, тоннели, высотки);

    • нефтегаз и горная промышленность (бурение, экологическая безопасность);

    • авиационная техника (ремонт, безопасность полётов, надёжность систем);

    • мехатроника и автоматизация, где одно дело — смоделировать робота, и совсем другое — заставить его работать в грязном, шумном, непредсказуемом мире.

2. Дисциплины анализа и модели мира -  где важно мышление, а не навык

Это области, где основная цель — научить мыслить, анализировать, строить модели, а не «делать руками». Здесь преподаватель может быть исключительно теоретиком — и при этом выдающимся преподавателем.

Примеры:

  • Экономика (особенно макроэкономика)

    Преподавателю не нужно работать в Центральном банке, чтобы объяснять модели роста ВВП или причины инфляции. Главное — научить студентов видеть взаимосвязи, критически мыслить и оперировать большими категориями. 


  • Философия, логика, математика

    Здесь преподаватель передаёт структуру мышления и принципы и практику решения задач. Его цель — научить думать. Математик может никогда не писать код — и при этом быть великолепным преподавателем теории алгоритмов.

  • Социология и культурология

    Это аналитические дисциплины. Да, полевая работа важна, но она всё равно проходит в рамках исследовательской логики, а не «результатной» экономики.

Как AI меняет правила игры?

Раньше «знание» преподавателя было дефицитом. Сегодня AI может рассказать про модели лидерства, рассчитать окупаемость проекта, предложить шаблоны рекламнвз кампаний. Преподаватель как носитель информации, теряет монополию.

Остаётся вопрос: чем преподаватель выигрывает у ChatGPT?

Ответ — живым опытом.

То, что невозможно смоделировать, — это эмпатия, ответственность, интуиция, креативность, ошибки.

AI может рассказать про конфликт в команде. Но он никогда не переживал этот конфликт, не просыпался ночью после тяжёлого разговора.

Что с этим делать университетам?

Если преподаватель обучает действию — у него должен быть личный опыт действия. Или же преподаватель должен открыто говорить, что даёт исключительно теоретическую базу, которая должна быть подкреплена практикой, и получить ее студенты должны самостоятельно.  

Если преподаватель обучает мышлению —  он, в первую очередь, передает модели этого мышления, гипотезы и фреймворки, логику, структурный взгляд на мир

Кажется, университетам придётся всё чаще переосмыслять свою роль. Не обязательно ломать академическую модель — она по-прежнему важна. Но, возможно, стоит признать: знания бывают разной природы.

Есть такие, которые можно усвоить только на практике. А есть такие, которые требуют не столько действия, сколько внимания, логики, способности видеть шире.

AI сделал этот водораздел чуть более очевидным. Теория теперь доступна каждому — в секунду и в любом формате.

А значит, в преподавании особенно ценным становится то, что невозможно «скачать»: собственный опыт, честность, живой контакт, ощущение реальности, интуиция и креативность.

И, наверное, именно поэтому студенты всё чаще — вслух или про себя — задают этот вопрос:

«А вы сами это делали?»