Как составляются рейтинги университетов?
2 000 +

успешных поступлений

в 500 +

университетов и бизнес-школ мира

в 30 +

странах работают после учебы наши выпускники

  • 33115

Как составляются рейтинги университетов?

Возможно самые популярные в Великобритании общие рейтинги университетов, публикуются в электронном или печатном виде газетами The Times (Good University Guide), The Guardian (The Guardian University Guide) и The Independent (The Complete University Guide. Большинство рейтингов опираются на одинаковые источники и оперируют одними и теми же исходными данными. Результаты, тем не менее, различаются.

Почему результаты рейтингов различаются?

Причина - в целях, задачах и методологии исследований. Цели и задачи влияют на отбор критериев, оценку их важности, а значит, и вес в формировании итоговой цифры. Не вдаваясь в тонкости методов обработки информации, напомним очевидное: они являются сводом правил, в соответствии с которыми производятся все действия над исходными данными. Различаются методы – различаются и результаты. Место университета в рейтинге не означает, что все предметы преподаются на одинаковом уровне. То же самое относится и к качеству научных исследований в разных предметных областях, и к качеству материальной базы различных факультетов.

Посмотрим на разные рейтинги:

Good University Guide, The Times включает две таблицы: общую и по предметным областям. Университеты получают место в рейтинге в зависимости от баллов, набранных ими по восьми ключевым показателям.

Вес Показатель Перевод Расшифровка
1,5 Student Satisfaction общее качество программ отзывы студентов
1,5 Research Quality качество научных исследований показатель качества на 1 сотрудника, имеющего право участвовать в RAE; двухступенчатая система расчета показателя
1 Entry Standards вступительные требования средний балл поступивших
1 Student-Staff Ratios соотношение студентов и преподавателей количество студентов на одного преподавателя, за исключением сотрудников, занятых только научной деятельностью
1 Services & Facilities Spend затраты на развитие материальной и учебной базы на 1 студента, в среднем за 2 года
1 Completion студенты, окончившие курс соотношение ожидаемого процента выпускников с выпуском прошлого года, включая перешедших на другие программы
1 Good Honours дипломы с отличием соотношение дипломов с отличием и обычных
1 Graduate Prospects карьерные перспективы выпускников ранжируются по 4-м уровням

Первичные статистические данные дополнительно выверяются с университетами и по необходимости корректируются. Пользователю предоставлена возможность выстраивать таблицы в соответствии со своими интересами и приоритетами, меняя вес критериев.

Таблицы The Guardian охватывают все программы дневного отделения первого высшего образования в Великобритании. Для построения рейтинга используется шесть критериев.

Вес, % Показатель Перевод Расшифровка
10 Teaching quality Качество преподавания положительные оценки заканчивающих курс студентов
5 Feedback Академическая поддержка положительные оценки заканчивающих курс студентов
17 Spending per student Общие затраты на 1 студента Общие затраты на 1 студента
17 Staff/student ratio Соотношение студентов и преподавателей количество студентов на 1 преподавателя
17 Job prospects Карьерные перспективы выпускников соотношение трудоустроившихся по специальности или решивших продолжить обучение с безработными
17 Value added Полученные знания/умения сравнение результатов выпускников с их вступительными знаниями
17 Entry score вступительные требования средний балл поступивших

Набор критериев данного рейтинга существенно отличается. Например, в нем не учитывается исследовательская активность университетов, потому что он предназначается в помощь студентам бакалавриата. Предполагается, что для них более весомые факторы - качество преподавания и другие особенности организации учебного процесса, а данные об исследовательской активности университета имеют значение для продолжающих высшее образование на мастерских и аспирантских программах.

Рейтинг ранжирует достижения университетов в целом и в конкретных предметных областях. Электронная версия позволяет сформировать собственную таблицу с учетом значимости тех или иных критериев.

Подведем итоги:

  • результаты рейтинга определяются методологией: все существующее многообразие информации сначала было отфильтровано через выбранные критерии, а оставшиеся данные обрабатывались в соответствии с определенной методологией.
  • университеты не могут быть одинаково сильными во всем: не стоит отказываться от рассмотрения подходящей программы из-за строчки университета в рейтинге, ведь не все его сильные стороны могли повлиять на итоговый балл;
  • выбирая программу, важно  получить максимум информации: мнение других людей можно учитывать, но при этом нужно четко сформулировать собственные цели и приоритеты.