Читаем университетские рейтинги между строк
2 000 +

успешных поступлений

в 500 +

университетов и бизнес-школ мира

в 30 +

странах работают после учебы наши выпускники

  • 10531

Читаем университетские рейтинги между строк

Выбирая зарубежный университет, будущие студенты и их родители нередко просматривают популярные сегодня рейтинги высших учебных заведений. Первый вывод об университетах из нижней части списка - они хуже тех, которые занимают первые позиции. Что же стоит за строкой такой таблицы на самом деле? Рейтинги задают ориентиры для выбора, систематизируют информацию, но, вместе с тем, несут долю субъективизма и исключают из рассмотрения многие факторы. И читать их нужно так, чтобы извлечь максимум пользы.

Что представляют собой рейтинги?

Рассмотрим на примере известного британского The Complete University Guide, ежегодно публикуемого газетой The Independent. The Complete University Guide, предлагает две таблицы: одна ранжирует университеты по общим результатам, другая – по достижениям в конкретных предметных областях. Всего используется девять критериев оценки.

Вес показателя Показатель Расшифровка
1,5 Student satisfaction общее качество программ отзывы студентов о качестве программ
1,5 Research assessment quality качество научных исследований показатель качества на 1 сотрудника
1 Entry standards вступительные требования средний балл поступивших
1 Student:staff ratio соотношение студентов и преподавателей количество студентов на 1 преподавателя
1 Academic Services spend затраты на развитие учебной базы (библиотеки, IT) на 1 студента, в среднем за 3 года
1 Facilities spend затраты на спорт, карьеру, здоровье студентов на 1 студента, в среднем за 3 года
1 Good honours дипломы с отличием соотношение дипломов с отличием и обычных
1 Graduate prospects карьерные перспективы выпускников соотношение трудоустроившихся по специальности или решивших продолжить обучение с безработными
1 Completion студенты, окончившие курс соотношение количества поступивших и окончивших курс

Общий рейтинг позволяет ранжировать результаты по любому из девяти критериев и изменять балл, присваиваемый критерию, чтобы сформировать таблицу, учитывающую личные приоритеты абитуриента.

Рейтинг предметных областей может оказаться полезным тому, кто уже определился со сферой своих интересов и хотел бы больше узнать об авторитетных в ней университетах.

Объективные и субъективные факторы в основе рейтинга

Статистические данные, на которых базируются университетские рейтинги, включают сведения не только о фактах, но также о личном мнении студентов. Поэтому нужно говорить об объективных и субъективных факторах, действующих в оценке учебных заведений рейтингами.

К объективным факторам относятся, например, данные о вступительных баллах, о проценте выданных дипломов с отличием, о денежных средствах, затраченных на развитие материальной и учебной базы университета и различных сервисов. Еще один важнейший объективный показатель - данные Research Excellence Framework 2014. Эти данные являются многоступенчатой количественной оценкой научного веса работ, представленных университетами за определенный период времени. На первом этапе ее производят коллеги по проблемной области, обладающие равным академическим статусом, затем - комиссия международных экспертов.

Субъективные факторы, действующие в рейтинге – это тоже цифры статистики, но они основаны либо на чьем-то личном мнении, либо могут подвергаться влиянию не относящихся к учебному процессу напрямую обстоятельств. В пояснительной статье к The Complete University Guide (“How the League Table works”) пишет: баллы в графе «Общее качество программы» опираются на данные Национального опроса студентов (NSS), а «опрос – это показатель мнения студентов, а не прямой показатель качества. На мнение может повлиять множество факторов, например, эффект предыдущих ожиданий». Равно как и низкий балл в графе «Соотношение студентов и преподавателей» может быть лишь косвенной гарантией качества обучения. Вдобавок, он традиционно низок в медицинских школах и положительно влияет на общий балл университета, к которому эта школа принадлежит.

Рейтинг дает общие ориентиры

Рейтинг задает общие ориентиры и, бесспорно, предлагает пищу для размышлений, но оценить, достаточно ли его информации для принятия взвешенного решения, студент должен самостоятельно. Рейтинги базируются на важных для большинства поступающих факторах и исключают из рассмотрения более частные моменты, которые, тем не менее, могут играть решающую роль при принятии решения конкретным студентом. Чтобы выбрать наиболее подходящий университет и программу, возможно, есть смысл обратиться и к в другим ресурсам – в Великобритании информационная поддержка для поступающих организована на высочайшем уровне.

Итак, что делают рейтинги?

  • дают экспертную оценку качества работы университетов: в ее основе есть ряд субъективных факторов, что не позволяет говорить о рейтинге как о полностью объективной оценке;
  • усиливают репутацию: университеты в высших строчках, получают свои места заслуженно, при этом всем остальным тоже есть что предложить, и эти программы могут оказаться уникальными;
  • оказывают помощь в выборе программы, задавая общие ориентиры, но определение своих целей и задач и соответствующих приоритетов остается делом каждого.