{{phone.Value}}

1000+

успешных поступлений

94%

студентов поступают с первого раза

4400+

консультаций студентов с вузами мира

  • 8808

История и современность британских университетов

Британцы гордятся своей системой образования, утверждая, что она послужила образцом для многих стран мира. И даже краткий взгляд на историю ее становления убеждает: повод для гордости, действительно, существует. Ведь то, каким стало образование в Великобритании в наши дни, – результат труда многих поколений. Быть обладателем титула «университет» для учебного заведения всегда означало высокую честь и большую ответственность. Менялась политическая и экономическая ситуация, научная картина мира и вес в ней различных дисциплин, методики обучения и необходимый круг знаний образованного человека. Неизменным оставалось высочайшее качество обучения, и его важнейшая задача – открыть человеку новые горизонты и направить в реализации его творческого потенциала. Сегодня Великобритания предлагает почти безграничный выбор университетских программ, что позволяет каждому студенту найти предметы и методики, которые будет наиболее интересны, эффективны и удобны именно для него. Как оказались возможны такая мощь и разнообразие? История становления высших учебных заведений любой страны показывает отношение в ней к образованию. Попробуем разобраться.

Старейшие университеты Англии XII-XIV веков.

Наверное, во всем мире не найдется человека, готовящегося получать высшее образование и не слышавшего о двух старейших британских университетах, – Оксфорде и Кембридже. «Старейший» и «первый» в Великобритании – пожалуй, наиболее часто употребляемые в связи с ними слова. Это касается всего – первых лекций и занятий, университетских типографий, музеев и библиотек. К последним, правда, еще прибавляют слово «крупнейшие».

Оксфорд был основан около 1170 г., хотя историки утверждают, что занятия в нем начались гораздо раньше. Кембридж - в 1210 г. В средневековье необходимый минимум знаний образованного человека помимо латыни, философии и теологии, составляли семь наук («семь свободных искусств»): риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Студенты выходили из этих университетов готовыми к высоким церковным и светским должностям, ведению теологических диспутов, законоведческой службе. Уже в XIII-XIV веках появились первые стипендии.

Удивительный факт - старейшие университеты оставались единственными в Англии на протяжении более чем шестисот лет. Именно они заложили прочный фундамент и многие традиции британского высшего образования. Оба этих учебных заведения обладают сходной системой управления, организации учебного процесса и инфраструктурой, но главное, что их объединяет - нечто нематериальное, хранимый ими дух образованности и высокие стандарты качества университетского обучения. Их общность подчеркивает довольно часто используемое в настоящее время слово, образованное путем слияния частей имен старейших университетов, - Оксбридж (Oxbrige = Oxford + Cambrige).

Старейшие университеты Шотландии XV-XVI веков.

В Великобритании в силу исторических причин и традиций параллельно существуют две сопоставимые по качеству, объему и присваиваемым степеням системы высшего образования: одна функционирует в Англии и, с небольшими изменениями, в Уэльсе и Северной Ирландии, несколько иная – в Шотландии. Поэтому о шотландских университетах нужно говорить отдельно. В рамках этой статьи упомянем лишь названия первых университетов Шотландии по старшинству: (University of) St. Andrews, Glasgow, Aberdeen, Edinburgh.

Гражданские университеты XVIII-XIX веков.

В XVIII - XIX веках происходили два очень важных процесса – превращение Великобритании в ведущую колониальную державу и нараставшая по всему миру промышленная революция. Основные производства были сосредоточены в северных областях страны, и там же расположено большинство гражданских университетов. Они выросли из медицинских и инженерных колледжей, которые, получив новый статус, стали называться: (University of) Birmingham, Liverpool, Leeds, Sheffield, Bristol, Manchester, Wales и Imperial College of London.

Эти учебные заведения, в соответствии с потребностями новых времен, готовили гражданских специалистов – административных работников, госcлужащих, юристов, ученых, химиков и инженеров. Их особенности - это централизованная система управления, преподавание естественных и точных наук и технических дисциплин, высокая степень специализации и ориентированность на практику, позволяющая приобрести глубокие профессиональные знания и навыки. В настоящее время все эти университеты обладают отличной материальной базой, высоким интеллектуальным потенциалом и проводят многочисленные научные исследования.

Новые университеты XX века.

После II Мировой войны, исходя из запросов растущего населения, высшее образование становится приоритетом внутренней политики Великобритании. На протяжении второй половины XX века проводились важные реформы: среднее образование в государственных школах стало бесплатным, а высшее - доступным широким слоям населения. Это касалось и этнических меньшинств, и детей из неблагополучных семей, и семей с небольшим достатком.

В послевоенное десятилетие прошла вторая волна открытия гражданских университетов. Тогда учебным заведениям, уже имевшим солидную историю, был присвоен новый статус. В их числе: (University of) Nottingham, Southampton, Hull, Exeter, Leicester.

В 1957 году на орбиту был запущен первый советский спутник, что заставило западные страны еще раз пересмотреть те цели и задачи, которые должна решать система образования. Спустя шесть лет, в 1963 году, в Великобритании был опубликован доклад Комитета по Высшему образованию под председательством лорда Роббинса, один из выводов которого заключался в необходимости как можно скорее увеличить количество учебных заведений, обучающих техническим специальностям и общественным наукам.

В 60-е – 70-е годы ряд университетов начал свою работу «с нуля». Помимо научных и технических специальностей, в них началось преподавание дисциплин, связанных с изучением человека и общества: психологии, социологии, политологии, лингвистики. К новым университетам относят: (University of) Sussex, York, Essex, Lancaster, Kent, Warwick, Stirling и UEA. Кроме того, новый статус и названия получили медицинские, торговые, инженерные колледжи, основанные начиная со второй половины XIX века: (University of) Aston, Bath, Bradford, Brunel, Loughborough, Salford, Strathclyde. Эти университеты являются более компактными по размеру по сравнению с традиционными. Хотя все остальное вполне сопоставимо: они точно также обладают международной известностью, ведут активную исследовательскую деятельность, уделяют пристальное внимание обеспечению высочайшего уровня преподавания и предлагают самые актуальные учебные программы.

В XX веке потребность в специалистах-практиках и новых технологиях росла стремительными темпами. И для удовлетворения этих запросов путем слияния уже существовавших колледжей были сформированы еще 30 политехнических институтов. Они предлагали программы, аналогичные университетским, хотя и не обладали правом присвоения дипломов о высшем образовании. Для контроля качества их работы и присуждения степеней была создана специальная организация - CNAA (Council for National Academic Awards). А в 1992 году вышел закон, позволявший им стать полноправными университетами, благодаря чему общее количество британских университетов возросло почти вдвое.

К другим важным инициативам в XX веке можно отнести:

- Развитие дистанционного образования, предлагаемого Open University;

- Появление колледжей высшего образования  и профессиональных институтов, которые  могут присваивать дипломы о высшем образовании;

- Рост количества учебных заведений с частным финансированием.

А что же сегодня?

Новейшие университеты XXI века. С 2001 по 2008 годы в Великобритании началась еще одна волна заявок от учебных заведений, претендующих на статус университета. По результатам рассмотрения заявок был создан еще 31 университет. Многие из них предлагают уникальные программы и оборудование и оснащены по последнему слову техники. Они устремлены в будущее, но и их корни уходят в отдаленное прошлое. Как мы видели, в Британии редко когда бывает по-другому.

Сегодня разработаны эффективные инструменты управления, усилившие государственный контроль над деятельностью университетов, содержанием и качеством предлагаемого образования. Это и политика финансирования, предполагающая регулярно публикуемую оценку их исследовательской активности RAE, и ежегодный Национальный опрос студентов (National Students’ Survey), дающий возможность каждому выпускнику  выставить свои оценки изученным программам и предложившим их учебным заведениям. Итоги Национального опроса, а также подробная информация о результатах, достигнутых студентами за время обучения, и о работе, которую они получили в последующие шесть месяцев, находятся в открытом доступе на интернет - ресурсе UNISTATS. Был предпринят и ряд других мер, делающих всю систему образования максимально прозрачной для общества. Прибавьте к этому значительные требования к студенческой мотивации, радушный прием для студентов со всего мира и глобальные цели образования, сформулированные так: «воспитание достойных граждан, формирование интеллектуального и культурного наследия»* - и вы получите первое представление о том, что такое образование в Великобритании.

Подготовлено по материалам Association of University Administrators (AUA), Великобритания.

* - Доктор Тони Рич, Учёный секретарь University of Essex, доклад на семинаре “Introduction to Higher Education”, AUA, январь 2009.