{{phone.Value}}

1000+

успешных поступлений

94%

студентов поступают с первого раза

4400+

консультаций студентов с вузами мира

Преподаватель University of East Anglia об ссобенностях получения PhD в США, Великобритании и России
Преподаватель University of East Anglia об ссобенностях получения PhD в США, Великобритании и России
  • 2370

Преподаватель University of East Anglia об ссобенностях получения PhD в США, Великобритании и России

Николай Педенчук закончил Геологический факультет МГУ в 1991 году, после чего уехал продолжать обучение и заниматься научной работой в США – сначала в Университете Алабамы, где получил степень магистра, затем в Университете штата Пенсильвания, где защитил кандидатскую диссертацию. Далее последовала постдокторантура в Йельском университете и работа в Университете Калгари в Канаде. На сегодняшний день Николай уже семь лет занимается преподаванием и научной работой в Великобритании – на факультете окружающей среды в Университете Восточной Англии.

Мы решили, что обладая таким опытом, Николай может рассказать много полезного о том, как устроена академическая карьера в США и Великобритании, чем отличается процедура получения степени PhD в этих странах от принятой в России.

Николай, Вы получили PhD в США. Расскажите, пожалуйста, в чем основные отличия исследовательских программ в США,  Великобритании и России?

Очень сильно отличается продолжительность аспирантуры в этих странах. В Великобритании –  исследовательская программа - это три-четыре года максимум, а в Америке обычно четыре-пять, иногда даже шесть лет. В США даже на кандидатском уровне надо брать дополнительные предметы, делать домашние задания, писать курсовые. И в то же время надо вести научную работу, а кроме того часто приходится отрабатывать свою стипендию, которая обычно дается университетом.

В Великобритании срок меньше - обычно три или четыре года. Дополнительные курсы, экзамены бывают очень редко. Это зависит в основном от правил конкретного университета. В Британии студенты PhD в основном фокусируются на научной теме и на работе с научным руководителем по конкретному проекту.

Вообще в Великобритании почти всегда  аспирант приходит на факультет к научному руководителю, четко зная, чем он будет заниматься. Финансирование исследований в Британии идет в основном под конкретные проекты, практически всегда средства идут через научно-исследовательские советы (Research Council), у которых очень чёткий критерий, кому и на что они дают деньги.

В США система другая: когда студент поступает в аспирантуру, там смотрят на оценки полученные при получении предыдущих степеней (undergraduate or Masters degrees), и на результаты GRE (graduate record examination). Поступив на исследовательскую программу, аспиранту даётся время, когда он может выбрать тему и научного руководителя. Обычно требуется, чтобы студент самостоятельно начал свою тему. Конечно вуз даёт руководство, но идею обычно студент должен дать сам. Общая тема известна, но конкретика – какую гипотезу проверять, на какой научный вопрос отвечать – это уже требуется от студента. В большинстве американских университетов студент должен пройти защиту своей темы/плана научной работы (Candidacy Examination and/or Research Proposal) до того как он может начать этот проект.

Насколько отличается система финансирования исследований в США и Великобритании?

Если у вас нет независимого финансирования – собственного или, допустим, от российского правительства, - то получить финансовую поддержку в Америке намного проще. Там нет ограничений на выделение средств для не граждан США. Можно получить или teaching assistantship или research assistantship – это деньги обычно выделяются самим факультетом или университетом.

Таким образом, большинство российских, также как и китайских, индийских студентов, без проблем поступают в аспирантуру в Америке. Аспиранту-иностранцу потребуется большее количество времени на отработку этой стипендии. Это может быть или преподавание лабораторных занятий и лекций, или участие в исследованиях, работа в лаборатории – и не обязательно по своей теме. Аспиранты тратят 15-20 часов в неделю, отрабатывая свою стипендию.

В Великобритании финансовую поддержку получить труднее. Существует много ограничений для аспирантов не из Европейского союза. Но в то же время, если удаётся получить грант на исследование в Британии или с российской стороны, тогда сам процесс работы и обучения намного проще - не нужно большое количество времени тратить на преподавание. Возможность получить такую практику все равно есть, но это не является обязательным требованием.

А если вы уже получили высшее образование в России, обязательно поступать за рубежом на аналогичную специальность?

Вот это важный аспект. В России считают, что, если у вас есть определенное образование, то вы должны заниматься этим направлением всю свою академическую карьеру. В Великобритании и в США предыдущая специальность или тема дипломной работы не всегда являются абсолютным критерием - главное, чтобы у вас была фундаментальная база и хороший потенциал для работы над тем проектом которым вы интересуетесь сейчас. Вы можете изменить тему или направление без всяких проблем. Если у вас, например, математическое образование, можете его применить к другим практическим областям, допустим, - к изучению окружающей среды, атмосферных явлений и т.д. Если вы химик, можно заниматься геохимией Земли или химией атмосферы.

А насколько сильно отличается сама процедура получения степени, защита диссертации?

Отличается очень сильно. В Великобритании существует только один научный руководитель. Могут быть еще 2-3 супервайзера проекта исследования, но они обычно мало участвуют в процессе и нередко выполняют скорее административную роль нежели активно помогают с работой над темой.

Когда написана диссертация, ее отсылают к external examiner. Это человек, который не имеет отношения к университету, но он специалист по конкретной теме, в которой делается исследование. Он читает диссертацию - на это отводится обычно три месяца, затем назначается экзамен - так называемый viva. В нем участвует еще один internal examiner, с вашего факультета, это не научный руководитель, а, скорее, оппонент.

И эти два человека проводят экзамен – на протяжении трех-четырех часов вы за закрытыми дверями общаетесь по диссертации. Обычно оппонент менее активен в процессе экзаменовки. Его основная роль - смотреть, насколько объективно external examiner проводит экзамен. В конце экзамена и exeternal и internal examiners возвращают копии диссертации с комментариями. То есть утвердить или нет, решают во время экзамена, а исправления вносятся уже в последнюю копию. У защищающего обычно около месяца на то, чтобы внести комментарии и подать финальный вариант на подпись internal examiner.

В Америке система очень отличается. Во-первых, промежуточные шаги: надо сдать candidacy examination, потом research proposal – после второго и третьего года, потом еще будет comprehensive examination и вот тогда...

В большинстве университетов защита происходит открыто: на презентацию первые 40-50 минут в аудиторию может прийти кто угодно. Потом первая часть заканчивается, уходит основная аудитория и начинается сам экзамен. Группа экзаменаторов больше: четыре-пять человек, научный руководитель тоже в этом участвует. У каждого из них есть копия диссертации, они по кругу задают вопросы – три-четыре часа. В конце дают стопку этих комментариев и какое-то время (1-2 месяца) на внесение исправлений. С ней потом идешь к каждому из них – они распишутся на титульном листе – и все.

Но американская система намного более суровая, там важны промежуточные этапы, особенно – выбор темы. Например, в университете Пенсильвании, надо было сделать два научных предложения для исследования: одно по специальности, другое – абсолютно не связанное с основной специализацией исследователя. PhD аспирант должен сделать выступление и по той, и по другой теме, и по обеим темам необходимо написать небольшое научное предложение. Цель -  проверить, может ли аспирант выбрать тему, которая обладает новизной, сформулировать гипотезу (или научный вопрос), и предложить логически обоснованные пути проверки этой гипотезы. Если по мнению комиссии аспирант это не может продемонстрировать, то аспиранта отчисляют. Если отчисление происходит после первого года PhD, то бывшему аспиранту могут присвоить степень магистра – такой вот утешительный вариант. В Америке спасение утопающего – дело рук самого утопающего.

Если подытожить и в общих чертах сравнить две системы, то для российского аспиранта в США в какой-то степени проще получить финансирование на обучение и на ведение научного проекта. Но от аспиранта в США  обычно требуется больше самостоятельности и инициативы в ведении научной работы. Здесь более потогонная система и больше промежуточных этапов, на каждом из которых нужно доказывать свою состоятельность. С другой стороны, в Великобритании аспирант обычно не обременён большим количеством разного рода требованиями, которые не относятся напрямую к научному проекту. Здесь больше возможности полностью сконцентрироваться на теме и закончить кандидатскую работу намного быстрее чем в США.

Желаю удачи и настойчивости в поиске аспирантуры! Буду рад дать более конкретные советы и ответить на вопросы.

Узнайте больше об Университете Восточной Англии и общайтесь напрямую с представителем университета Bradley Farrow, используя форму запроса.